К чему приводит нарушение слуха?
Что такое слух?
У многих из нас слух ассоциируется с ушами и в случае его
потери мы первым делом обращаем внимание именно на них. Однако уши являются
только частью большой системы нашего взаимодействия с окружающим миром звуков.
Слух — это не просто звук, который мы слышим, это чувство,
которое позволяет нам взаимодействовать с окружающим миром. Уши являются лишь
проводящим инструментом и благодаря своим функциям и строению они эффективно улавливают
колебания частиц.
Краткое
описание процесса работы уха.
Благодаря особому строению нашей ушной раковины звуковая
волна концентрируется в наружном слуховом проходе уха. Волна резонирует с
разной интенсивностью в барабанную перепонку и далее с помощью системы среднего
уха, состоящей из молоточка, наковальни и стремечка предает колебания во
внутреннее ухо в орган размером не больше рублевой монеты и напоминающий по
форме улитку.
Улитка представляет собой спирально закрученный костный
канал, делающий 2.5 оборота вокруг своей оси. Именно здесь внутри перепончатого
лабиринта, заполненного жидкостью эндолимфой, находится орган слуха – орган корти.
Орган корти представляет из себя совокупность чувствительных к малейшим колебаниям волосковых клеток, которые передают импульс нервным волокнам, а далее в слуховую зону коры больших полушарий головного мозга, где анализируются звуковые сигналы и появляется слух.
Как
работает мозг с нормальным слухом.
Благодаря хорошему слуху мозг человека постоянно анализирует
и находится в тонусе. Это позволяет правильно реагировать на окружающие события,
избегать проблемы со здоровьем и оставаться в форме.
Теперь представьте себе, что слуховая зона головного мозга
состоит из двух систем, которые работают вместе синхронно. Называются они Cистема ориентации и Cистема фокусировки. *
Система ориентации
Главную роль в жизни играет система ориентации в
пространстве. Мозг в реальном времени сканирует все окружающие нас звуки, и независимо
от их характера и направления создает звуковую картину и образ звуковых
объектов вокруг нас.
Система фокусировки
Система фокусировки помогает нам выбирать, какие звуки
слушать и на какие обращать внимание. Когда сформирован образ окружающих нас звуковых
объектов, мы выбираем нужный звук, фокусируемся на нем и переключаем внимание, чтобы
максимально его распознать при этом отсекая ненужные звуки.
Две эти системы в нашем мозге работают вместе и непрерывно.
Обработка звука мозгом это непрерывный и постоянный процесс
взаимодействия между системами ориентации и фокусировки, гарантирующий что
выбранный нами источник звука будет приоритетным.
В итоге чтобы звуковая картина и образ окружающих нас
звуковых объектов были максимально полными, и мы могли разделять звуки и
определять, что происходит вокруг, нужен хороший звуковой сигнал.
Одновременно сохраняя концентрацию на выбранном источнике
звука, мозг параллельно проверяет остальные окружающие звуки с частотой четыре
раза в секунду. Эта способность позволяет нам перефокусироваться и переключать
внимание если, например в звуковой картине появится что-то более важное.
Когда нет нарушения слуха, две эти системы хорошо работают вместе, а остальная часть мозга функционирует в привычном режиме, облегчая распознавание, хранение и воспроизведение звуков, а также реакцию на происходящие события.
Нарушение
слуха.
Если присутствует нарушение слуха, то в следствии не полного
поступления сигналов в мозг окружающая звуковая картина становится
ограниченной, это вызывает не просто проблему со слухом, но и проблему с
работой мозга.
Снижение порогов слуха значительно уменьшает качество
поступающих в мозг сигналов, а нежелание своевременно и правильно лечить,
компенсировать потерю слуха могут иметь серьезные последствия для здоровья. Например,
постоянное повышение напряжения при слушании увеличивает лишнюю умственную
нагрузку и приводит к реорганизации функций мозга, а также ускоренном ухудшении
когнитивных функций и уменьшению его объема. **
Как
понять есть ли у человека нарушение слуха?
Например, если человек с нарушением слуха ваш родственник
или знакомый, то первое на что нужно обратить внимание это то, как часто он вас
переспрашивает, прислушивается, не понимает, что вы говорите и просит вас
говорить четче. А когда вы начинаете говорить с родственником более громко то
он может жаловаться на громкость, и сказать, что не надо так кричать.
Если нарушение слуха у вас, то задайте себе и ответьте на следующие вопросы:
- Замечали ли вы что окружающие вас люди говорят непонятно, как будто бормочут?
- Когда вам что-то рассказывают в беседе вы не всегда улавливаете суть?
- Когда вы смотрите телевизор не слышно, не понятно, что говорят?
- Чувствуете ли вы усталость и напряжение от общения?
- Когда вокруг разговаривают много людей вы путаетесь в разговорах?
- Вы стали чаще предпочитать оставаться дома?
К чему
может привести нарушение слуха?
Если мозг не получает необходимой ему объем звуковой
информации, то вам будет труднее понимать происходящие в окружение события и
разговоры других людей. Таким образом, проблема со слухом превращается в
жизненные проблемы.
Понижение качества звука, поступающего в мозг, и
неправильное, несвоевременно лечение потери слуха могут иметь различные последствия:
**
Повышенное прислушивание и напряжение
Чем меньше звуковой информации поступает в мозг, тем труднее
распознавать звуки. Чтобы заполнять пробелы требуются постоянные дополнительные
усилия, прислушивание, чтение по губам и т.д.
Повышенная умственная нагрузка
Чтобы понимать суть разговора с другими собеседниками и
возникает необходимость угадывать, что говорят люди и что происходит вокруг,
что приводит к увеличению умственной нагрузки на мозг и оставляет меньше
ресурса для других умственных способностей таких как запоминание информации и
исполнение действий.
Реорганизация функций мозга
Без достаточной стимуляции слухового центра он начинает
компенсироваться за счет зрительного центра и других органов чувств, что приводит
к изменениям функций мозга.
Снижение когнитивных функций
Повышенная умственная нагрузка, отсутствие стимуляции и
реорганизация функций мозга влияют на снижение когнитивных функций, таких как
способность запоминать информацию, обучатся, концентрироваться и принимать
решения.
Ускоренное уменьшение объема мозга
Известно, что человеческий мозг с возрастом уменьшается в
размерах. Процесс уменьшения ускоряется если мозгу приходится работать против
естественного процесса обработки звука.
Нарушение слуха и связанное с ним нарушение работы мозга может привести к серьезным проблемам в повседневной жизни. ***
Последствия.
Своевременно
не долеченная и не компенсированной слуховыми аппаратами потеря слуха может
привести к тяжелым последствиям.
Социальная изоляция и депрессия.
Люди с запущенной потерей слуха как правило избегают общественных
мероприятий, потому что они не могут справиться со сложной звуковой обстановкой.
Деменция и болезнь Альцгеймера, развитие слабоумия.
Риск деменции увеличивается в пять раз при потере слуха от
тяжелой до глубокой (III-IV степень),
в три раза при умеренной (II степень) потере слуха и в два раза при легкой (I степень)
потери слуха.
Нарушение баланса и риск получения травм, связанных с
падением.
Невылеченная потеря слуха влияет на равновесие, в три раза
увеличивая риск травм, связанных с падением.
Что
делать?
Ни в коем случае не затягивать время, которое играет против
вас! При возникновении нарушения слуха немедленно обратится к врачу для
диагностики и назначения лечения. Лечением слуха занимаются врачи таких
профессий как оториноларинголог (лор), невролог и отоневролог. Диагностикой
нарушения слуха различными субъективными и объективными методами, определением
характера и типа с помощью специального оборудования занимаются сурдологи.
Помните, что восстановление слуха при диагнозе острая
нейросенсорная или острая сенсоневральная тугоухость возможно до 99% при
немедленном, в течение 1 часа начале курса лечения специальными препаратами и
каждым днем шансы на восстановление стремительно уменьшаются. По прошествии 3-х
месяцев и полном отсутствии лечения вероятность восстановления слуха к
исходному состоянию близка к 0% и тугоухость приобретает хронический характер.
Если тугоухость хроническая!
Хроническая потеря слуха, тугоухость, благодаря современным
технологиям в слуховых аппаратах вовсе не беда.
При постановке хронического диагноза очень важно для себя
принять решение о постоянном ношении слуховых аппаратов. Современные цифровые
слуховые аппараты не портят слух благодаря возможности усиливать не все звуки,
а только необходимые для общения и комфортного времяпровождения в любой
звуковой обстановке.
Квалифицированный специалист по слухопротезированию
сурдоакустик может проверить ваш слух на наличие признаков потери. Посоветовать
вам хорошие, безопасные для слуха слуховые аппараты и настроить их так, чтобы
они наилучшим образом поддерживали работу вашей системы слуховосприятия.
“Хорошее чувство слуха при эффективном
слухопротезировании является ключом к поддержанию здоровья мозга на протяжении
всей жизни”
Выбирайте безопасные слуховые аппараты.
Выбирайте самые современные и технологически совершенные
модели от лучших профессионалов и производителей таких как Phonak, ReSound, Widex, Signia, Oticon. Чем совершеннее и
технологичнее слуховой аппарат, тем больше доступа он может дать вашему мозгу к
полной звуковой картине и поможет работать более эффективно.
Наш подход в слухопротезировании это:
·
внимательное отношение к потребностям клиента
·
подбор наиболее подходящих моделей по
соотношению цены и качества
·
обязательная настройка разборчивости речи с
дополнительной гарантией и поддержкой
Благодаря нашему подходу и правильно подобранным слуховым
аппаратам в нашем центре слуха, ваша слуховая система и мозг будут получать
качественную звуковую информацию, необходимую для комфортной жизни и поддержания
здоровья.
Источники:
* Журнал нейронауки: Официальный журнал Общества
нейробиологов «Представление речи корой мозга в слуховой сцене с несколькими
говорящими». Сентябрь 2017 г. Krishna C. Puvvada, Jonathan Z Simon.
** 1. Нарушение слуха и когнитивная энергия: основа понимания
умения слушать с усилием (FUEL). Pichora-Fuller, M. K., Kramer, S. E., Eckert, M. A., Edwards, B.,
Hornsby, B. W., Humes, L. E., ... & Naylor, G. (2016).
2. Журнал исследований языка речи и слуха. Когнитивная наука
о слухе: три системы памяти, два подхода и модель легкости понимания языка. Rönnberg, J., Lunner, T., Zekveld,
A., Sörqvist, P., Danielsson, H., Lyxell, B., Rudner, M. (2013).
3. Кросс-модальная реорганизация в клинических популяциях с
потерей слуха. Sharma, A., & Glick, H. (2016).
4. Возрастная потеря слуха и снижение когнитивных функций.
Возможные механизмы, связывающие эти два явления. Uchida, Y., Sugiura, S., Nishita, Y., Saji, N.,
Sone, M., & Ueda, H. (2019).
5. Связь нарушений слуха с изменениями объема головного
мозга у пожилых людей. Январь 2014 г. Lin FR, Ferrucci L, An Y, Goh JO,
Doshi J, Metter EJ, et al.
*** 1. Самооценка потери слуха, слуховых аппаратов и
снижения когнитивных функций у пожилых людей: 25-летнее исследование. Amieva, H., Ouvrard, C., Meillon, C., Rullier, L., & Dartigues, J.
F. (2018).
2. Потеря слуха среди пожилых людей в США. Lin, F. R., & Ferrucci, L. (2012). Потеря слуха и деменция. Lin, F. R., Metter, E. J., O’Brien, R. J., Resnick, S. M., Zonderman, A. B., & Ferrucci, L. (2011).